Правовые основания задержания охранником правонарушителя

Согласно ст. 12 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» охранник вправе задержать на месте совершения правонарушения лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, и незамедлительно передать его в орган внутренних дел.

Предоставив охраннику право на задержание, закон вместе с тем не определяет о каком задержании идет речь.

Термин «задержание» многогранен и имеет несколько значений.

Во-первых,  под задержанием понимается неотложное следственное действие (ст. 119 УПК). Оно представляет собой кратковременное (не более 72 часов) ограничение личной свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и применяется при наличии оснований, предусмотренных ст. 122 УПК. Правом на такое задержание обладают орган дознания и следователь.

Во-вторых, «задержание» обозначает административное задержание предусмотренное  ст. 240 КоАП. В этом значении задержание представляет собой административную меру, применяемую в отношении лица, совершившего административное правонарушение. Продолжительность такого задержания не должна превышать трех часов. Органы и должностные лица, которые вправе произвести административное задержание, названы в ст. 241 КоАП. Обычно его осуществляют органы внутренних дел в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.

В-третьих, на бытовом, обыденном уровне сознания задержание ассоциируется с любой формой ограничения свободы, независимо от того, кто (должностные лица или граждане) такое ограничение осуществляет и каким способом (насильственным или ненасильственным).

И, наконец в-четверых, под задержанием понимают действия любого гражданина, направленные на физический захват правонарушителя с целью доставления его в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. Именно о таком задержании (физическом захвате правонарушителя) идет речь в ст. 12 Закона, и только такое задержание вправе осуществлять охранник.

В соответствии со ст. 12 охранник вправе задержать как лицо, совершившее преступление, так и административное правонарушение, поскольку в этой статье отмечается, что может быть задержано лицо, совершившее противоправное посягательство, а им может быть как преступление, так и административный проступок.

Статья 12 Закона определяет также в каких случаях охранник вправе при исполнении служебных обязанностей задержать правонарушителя, а именно при совершении им посягательства на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность.

Представляя охраннику право задержания правонарушителя Закон вместе с тем не определяет, какие меры можно применять к правонарушителю, то есть можно ли при этом применять физическую силу, причинить вред его жизни и здоровью. А это в свою очередь зависит от того, за какое правонарушение осуществляется задержание – за преступление или административный проступок.При задержании лица, совершившего административный проступок (чаще всего это мелкое хищение или мелкое хулиганство, охранник вправе применить лишь физическую силу – заломить руки, связать) без причинения вреда здоровью задерживаемого. При этом он не вправе применить специальные средства и тем более оружие. В случае причинения вреда здоровью лицу, совершившему административное правонарушение, охранник будет нести уголовную ответственность в зависимости от характера причиненного вреда.

В случае задержания лица, совершившего преступление охранник вправе применить не только физическую силу, но и причинить вред жизни и здоровью задерживаемого. Право на задержание таких лиц, а также условия правомерности причинения вреда их жизни и здоровью, предусмотрены ст. 38 УК.

Согласно этой статьи право на задержание преступника принадлежит любому гражданину, как потерпевшему от преступления, так и иным лицам, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки, должностного положения. Из этого следует, что несмотря на то, что охранники осуществляют задержание при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнительных прав по сравнению с обычными гражданами они не имеют.

В отличие от обычного гражданина задержание преступника для охранника не только право, но одновременно и служебная обязанность. Поэтому он обязан принять все необходимые меры по задержанию преступника в случаях посягательства на жизнь и здоровье охраняемого лица или собственность. Однако это вовсе не означает, что охранник не вправе задержать лицо, посягавшее на его жизнь, здоровье или собственность.

В процессе осуществления задержания задерживаемое лицо может совершить нападение на задерживающего или оказать ему сопротивление с угрозой жизни и здоровью. В подобных случаях задерживающий действует по правилам необходимой обороны.

В отличие от уголовно-процессуального и административного задержания, задержание, предусмотренное ст. 38 УК, не устанавливает срока задержания (ограничения личной свободы). Задержание должно быть предельно кратковременным, так как его назначение не в проведении каких-либо действий по расследованию преступления, за совершение которого лицо было задержано, а в передаче такого лица в правоохранительные органы.

Применительно к охранной деятельности ст. 12 Закона содержит требование о том, что охранник должен незамедлительно передать задержанного в орган внутренних дел. Это означает, что в обязанность охранника не входит выяснение личности задержанного, установление обстоятельств, связанных с проникновением преступника на охраняемый объект, а равно других обстоятельств совершения им преступления. Поэтому принудительное ограничение свободы задержанного определяется временем доставления правонарушителя в служебное помещение охраны, сообщением о задержании в орган внутренних дел и передачей его сотрудникам милиции.

Порядок задержания правонарушителя

Задержание предполагает применение определенных мер воздействия. Эти меры могут включать в себя предупредительные действия по склонению задержанного добровольно сдаться (покинуть помещение в котором он скрывается; прекратить сопротивление; бросить оружие или предметы, используемые в качестве оружия и т.п.), а также предупреждение его о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие в случае неповиновения (при этом допустимо производство предупредительного выстрела в воздух).

Если указанные меры не дали положительных результатов, охранник вправе, исходя из конкретной обстановки, применить для осуществления задержания физическую силу, специальные средства, а в крайнем случае, при задержании лица, совершившего особо тяжкое преступление и огнестрельное оружие.

В случаях, когда задержанный не желает по своей воле следовать к указанному месту (в служебное помещение охраны, органы внутренних дел, или пытается скрыться ) к нему могут быть применены меры по ограничению движений (наручники, насильственная транспортировка).

При осуществлении физического задержания следует соблюдать все необходимые меры предосторожности. Охранник должен предвидеть возможные агрессивные ответные действия со стороны задерживаемого и принять соответствующие меры по их недопущению или пресечению. Прежде всего он должен привлечь дополнительные силы. После осуществления задержания (независимо, оказывал или нет задерживаемый сопротивление), охранник должен произвести личный досмотр задержанного. Он осуществляется в целях обеспечения собственной безопасности (изъять оружие и другие предметы которыми может быть причинен вред жизни и здоровью охранника), а также для обнаружения предметов и ценностей, подтверждающих его противоправную деятельность.

О производстве досмотра задержанного составляется акт, в котором фиксируется его ход и результаты. Для производства досмотра задержанного санкции прокурора и присутствие понятых не требуются.

После задержания лица, совершившего преступление, и производства личного досмотра он должен быть доставлен в служебное помещение охраны, откуда имеется возможность сообщить о происшедшем в орган внутренних дел, руководству охраняемого объекта. В случае причинения вреда здоровью задержанного, ему должна быть оказана доврачебная помощь, после чего вызвана скорая медицинская помощь.

Важно также знать не только то, как правомерно задержать правонарушителя, но и то какая ответственность и при каких условиях может наступить в случаях незаконного или необоснованного задержания или причинения ему неправомерного вреда.

Уголовная ответственность предусмотрена в двух случаях: за убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч.2 ст. 108 УК и ч.2 ст. 114 УК).

Ваш комментарий